Воскресенье, 19.05.2024, 06:32Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Дореволюционный период. Первопроходцы - ФорумДореволюционный период. Первопроходцы - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Литература » Октябрьский район » Дореволюционный период. Первопроходцы
Дореволюционный период. Первопроходцы
ПриродаДата: Пятница, 05.11.2010, 13:17 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
Дореволюционный период.
Первопроходцы
Кто здесь жил, кто начинал осваивать таежные берега, непроходимые топи Сибири?
Здесь работал Тимофей Степанович Фролов, сын крестьянина-бедняка из д. Царско-Александровки Суриковской волости Бузулукского уезда Самарской губернии. С юных лет он начал батрачить на рыбных промыслах, затем поступил ремонтным рабочим на ст. Бузулук и, продвигаясь по мере строительства Сибирской железной дороги, прибыл в с. Кривощеково, где участвовал в сооружении моста через Обь. Будучи неграмотным, занимался самообразованием, дослужился до мастера. Работал настоящий русский богатырь, Иван , отец прославленного летчика Александра Покрышкина …. В 1983 году на берегу Каменки обосновался мой прадед Поликарп Качесов с семьей.
B трудных условиях пришлось работать строителям! Не было жилья и даже возможности готовить горячую пищу: конторы и подрядчики не заботились об этом. Изнурял непосильный ручной труд. Лопата, тачка да повозка с лошадкой— вот вся «техника», с помощью которой укладывали в высокие насыпи миллионы кубометров земли, днем работали на дороге, а вечерами, валясь от усталости, воз¬водили бараки и землянки. Приближалась осень, ночевать под открытым небом становилось все труднее.!Для строительства жилья объединялись по нескольку семей, строили бесконтрольно, кто где вздумает, какого-либо пла¬на застройки не было. Селились по берегам Каменки, не¬подалеку от места работы, пополняя число жителей пере¬кочевавшего сюда Кривощековского выселка.
С началом строительных работ выселок оказался в по¬лосе отчуждения железной дороги и поэтому подлежал переносу. Осенью 1893 г. управление Алтайского горного округа предложило крестьянам переселиться на другой земельный участок, расположенный в 3-4 верстах от Оби. Но жители выселка отказались принять новый надел, «как не подходящий для них и не представляющий собой пахотного и сенокосного места», и в большинстве своем само¬вольно поселились по берегам Каменки у впадения ее в Обь.
На кромке бора! Здесь же обосновались «разночинцы» - рабочие, строители железнодорожного моста и линии, мелкие торговцы, ремесленники и др. Уже летом 1893 г. в поселке на Каменке действовала хлебопекарня переселенца из Вятской губернии В. 3. Мошкина, постройки пароходовладельцев. К июню 1894 г. здесь ютилось, в беспорядке и скученности, около 350 семей. Большинство принадлежавших им строений — «землянки или же очень убогие домики», возведенные, как писал помощник начальника Алтайского округа по земельной части, «без соблюдения правил строительных и пожарных уставов».
В деле «О выселке села Кривощековского Кривощековской волости», выявленном В. Т. Гузеевой в Государствен¬ном архиве Алтайского края (Барнаул), сохранился «Спи¬сок разного звания лицам, самовольно заселившимся на боровом месте, по обеим сторонам Каменки, впадающей в Обь, против села Кривощековского». В нем названо 347 фамилий людей, входивших в число первых жителей на¬шего города. Среди них 41 крестьянин из с. Кривощеково, 6 крестьян разных деревень Кривощековской волости. Из 300 «разночинцев» примерно 213 составляли рабочие — строители железнодорожного моста через Обь. Они прибы¬ли из 26 губерний страны, из них около половины — сиби¬ряки, жители Томской и Тобольской губерний, и примерно одна треть — выходцы из Пермской и Вятской губерний.
Это свидетельствует о том, что город основали русские рабочие, сибиряки и прибывшие из Европейской России. В их числе — переселенец из Там¬бовской губернии Иван Дмитриевич Шамшин, глава геро¬ической семьи революционеров Шамшиных; «обыватель» с. Сузунского Дмитрий Налимов — позже помощник перво¬го старосты поселка Ильи Титлянова; выходец из Сим¬бирской губернии плотник Василий Гусев (видимо, тот, кого авторы популярных работ называют рыбаком или торговцем и связывают с его именем название поселка «Гусевка»), Значительную часть строителей составляли квалифицированные рабочие, истинные умельцы своего дела. В 1895 г. газета «Степной край» сообщала о приезде на обскую стройку 140 итальянских рабочих-каменотесов, завербованных для облицовки мостовых устоев. Однако итальянцы не оправдали возлагаемых на них надежд. Русские каменщики, получая на строительстве обского моста в 5-6 раз меньше, чем итальянские, выполняли те же ра¬боты «легко и нисколько не хуже».
«Управление Алтайского горного округа потребовало от жителей Кривощековского поселка освободить самовольно занятую ими территорию и переселиться на левый берег Оби, на участок, расположенный рядом с с. Кривощеково и озером Подкаменным, примерно в одной версте от реки. Но жители и на этот раз отказались, так как считали от¬веденную им местность «для поселения неудобною» (их пашни и огороды оставались на правом берегу), а перенос домов — «крайне обременительным и разорительным». Для нового переселения они не имели средств. Сознавая бес¬плодность попыток выдворить самовольно поселившихся жителей, управление Алтайского горного округа решило размежевать поселок «на правильные кварталы, улицы и проулки» и взимать с поселенцев обязательную арендную плату за усадебное место по рублю в год. Позже ее увели¬чили до двух с половиной, а затем и десяти рублей.
Одновременно со строительством поселка в устье Ка¬менки, ниже по Оби, в районе нынешнего железнодорож¬ного вокзала, расчищался лес под будущую станцию, депо и мастерские для ремонта подвижного состава, возводи¬лись служебные и жилые помещения.
Еще задолго до вступления ст. Обь в строй действую¬щих будущий город играл заметную роль как транспорт¬ный и перевалочный пункт. Сюда сухопутным и водным путем поступали строительные материалы и подвижной состав, которые затем переправлялись на линию строящей¬ся Средне-Сибирской железной дороги. Чтобы ускорить доставку грузов, пристань, расположенную неподалеку от со¬оружаемого моста, соединили со станцией железнодорож¬ной веткой длиной около 3 километров. 27 сентября 1893 г. она вступила в эксплуатацию. Первые годы поселе¬ние в устье Каменки не имело определенного названия. В официальных документах оно фигурировало как «Посе¬лок при строительстве моста через Обь» или «Поселок ра¬бочих недалеко от ст. Кривощеково». Сами жители назы¬вали свой поселок Гусевкой.
Существуют разные мнения о происхождении этого на¬звания. Одни исследователи считают, что оно пошло от фа¬милии кулака Гусева, торговавшего водкой в новом посе¬лении, другие (их большинство) связывают это название с рыбаком Гусевым, избушка которого до начала строитель¬ства моста стояла в устье Каменки. И все-таки жители назвали этот поселок по аналогии с географиче¬скими названиями, распространенными в этой местности. Гусинкой одно время называли Каменку! В ее верховьях располагался небольшой заселок Гусиный брод и проходил Гусинобродский тракт, эти названия сохранились и ныне. На территории будущего города рос сосновый бор, входив¬ший в кабинетское лесничество. Он назывался Гусинским имением или Гусинской дачей. Одним словом, «гусиного» вокруг было немало и это могло определить неофициаль¬ное название поселка.
Более года велись подготовительные работы к заклад¬ке железнодорожного моста через Обь. Она состоялась 20 июля 1894 г. В работах по непосредственному возведению моста, развернувшихся после закладки, участвовало свы¬ше 330 человек—110 каменотесов и каменщиков, 40 плот¬ников, 120 мастеровых и рабочих других профессий. Всего на строительстве работало до 5 тысяч человек. Мост со¬оружался по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского.
Имя Н. А. Белелюбского (1845—1922) стоит в ряду вы¬дающихся ученых, составляющих гордость русского наро¬да. Он предстает перед нами как крупный теоретик строи¬тельной механики, талантливый инженер-проектировщик, глава отечественного мостостроения в последней четверти XIX — начале XX века. Закончив таганрогскую гимназию с золотой медалью и Петербургский институт путей сооб¬щения с занесением на мраморную доску, он всю жизнь посвятил проектированию и строительству мостов. На сче¬ту Белелюбского свыше 50 крупных проектов, в том числе мостовые переходы через Волгу, Днепр, Оку, Десну, Неман и другие реки. Им разработан способ быстрой замены деревянных конструкций мостов металлическими без оста¬новки движения, сконструированы свободно опирающиеся поперечные балки с устройством при них в горизонтальных связях особых распорок — «русский способ», получивший широкое распространение за границей. Н. А. Белелюбским предложены особые методы определения так называемого «отверстия моста» — свободной длины между опорами для безопасного пропуска воды, также широко применявшиеся в России и за рубежом, разработана методика расчета загруженности мостов поездами. Он внес большой вклад в изучение и практику использования новых строительных материалов — цемента и железобетона, первым в мире применил литое железо в мостостроении. Слова Николая Аполлоновича, сказанные в ответ на одно из приветст¬вий,— «наше дело — служить Родине» — были девизом его жизни. Возводимый по проекту Н. А. Белелюбского мост через Обь отличался оригинальностью как один из первых в России консольных мостов, пролеты которого перекры¬вались металлическими конструкциями консольно-балочного типа, изготовленными на Боткинском заводе. Опоры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с больших плотов, укрепленных на реке.
Быстрорастущий поселок сразу же привлек к себе внимание. Уже через полтора года после возникновения он впервые упоминается в печати. 18 ноября 1894 г. Ю. А. Шмидт, отец знаменитого советского полярного иссле¬дователя, сообщил на собрании Императорского Русского Географического общества о возникновении в районе строи¬тельства моста через Обь нового торгового пункта, пред¬сказав ему «солидное будущее». Пока же, писал Ю. А.Шмидт, «он представляет кучу безобразных наживо сколоченных построек, занятых пришлым на железную доро¬гу людом и различными торговцами». Численность сезонных рабочих, приходивших летом на временные заработки, вместе с основным населением составляла внушительную цифру—12 тысяч человек. Большое скопление народа открывало выгодные возможности для развития торговли, и этим не замедлили воспользоваться дельцы. Одним из первых был колыванский купец Е. А. Жернаков. Пережив несостоявшееся строительство моста у Колывани, он осно¬вал в 1894 г. в устье Каменки (в черте нынешнего городского автовокзала) торговое заведение с громкой вывеской «универсальный магазин». Купец не ошибся в выборе места: здесь располагалась первая в поселке базарная площадь, отсюда начиналась главная улица будущего города — Николаевский, ныне Красный, проспект, для которо¬го в густом бору прорубали просеку.
На строительстве работали выходцы из многих городов и селений Сибири, из центра страны. На новом месте, пораженные скоплением народа, они держались земля¬чествами, образуя самостоятельные поселения и улицы. С сооружением железнодорожной линии и насыпи моста почти целиком было снесено с. Кривощеково. Часть из 700 его жителей переселилась в д. Бугры (туда же пере¬местилось и волостное правление), часть — на гору, в двух верстах от реки, а многие переехали на правый берег, в новый поселок. Там они образовали одну из первых в городе улиц, которая и поныне называется Кривощековской. А на левобережье, в начале ул. Горской, оттеснен¬ные каменными громадами домов на самый край жилой полосы, доживают свой век несколько домиков, видевших старое село. Начали вырисовываться и другие улицы: Александровская (ныне Серебренниковская), Трактовая (ныне Большевистская), Колыванская, Каннская, Мосто¬вая (в поселке при строительстве моста), Михайловская,, Вокзальная, Омская, Томская, Красноярская, Иркут¬ская . Название улиц во многом отражало географию городов и деревень, откуда прибы¬вали на стройку рабочие. Созданные их трудом поселки стали ячейками будущего города.
Появились и первые очаги культурно-просветительной работы. Их рождению способствовал главный инженер Г. М. Будагов. | Талантливый специалист и организатор, сумевший обеспечить успех масштабной по тем временам стройки, Будагов любил свою работу, относился к ней с душой. Не ограничиваясь чисто профессиональной деятельностью, интересовался положением рабочих, их бытом и досугом. Ему до всего было дело.
 
Форум » Литература » Октябрьский район » Дореволюционный период. Первопроходцы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz