Воскресенье, 19.05.2024, 03:18Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
Неугомонный человек - ФорумНеугомонный человек - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Литература » Октябрьский район » Неугомонный человек
Неугомонный человек
ПриродаДата: Пятница, 05.11.2010, 13:18 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
Неугомонный человек
Ирина Косарева

О роли и вкладе первой интеллигенции в становление города мало говорили. Постепенно, старания¬ми неравнодушных историков, краеведов-любителей, в кон¬це 70-х — начале 80-х начали появляться в литературе и периодике новые име¬на зачинателей города: ученого-мостостроителя Н. А. Белелюбского, инжене¬ров Н. П. Меженинова, Г. М. Будагова, Н. М. Тихомирова, В. А. Линка, В. И. Роецкого, священника В. А. Посельского, врача М. П. Востокова и других. Надо сказать слова особой благодарности новосибирскому истори¬ку, уже ушедшей от нас Светлане Владимировне Семеновой, долгие годы под¬вижнически занимавшейся поиском редких документов, подлинных свидетельств жизни и деятельности представителей первой интеллигенции города на Оби. Вот что она говорила в интервью газете «Вечерний Новосибирск»:
—Стоит хоть на минуту задуматься, что первопроходцы сделали для нас. Они действительно служили Отечеству! Если рабо¬чий мог подойти и сказать: «Барин, давай расчет! Далеко от дома ушли, возвращаемся!» и, как говорится, податься восвояси, то инженер — ни один! — не имел права уйти...
Жизнь в Сибири была очень тяжелой, и если рабочие тысяча¬ми приезжали, но тысячами и уезжали, а из восьмидесяти пяти инженеров-путейцев одна треть не выдержала нагрузки: многие сошли сума, все потеряли здоровье. По полгода зимой жили в вагончиках, а ведь почти все они прибыли, что называется, из светских салонов, везли с собой книги, пианино. Приехав, первым делом бережно перенесли из полосы отчуждения церковь... Инженеры-строители были людьми высокой культуры.
Григорий Моисеевич Будагов родился в 1852 году в городе на Неве. Окончил с серебряной медалью гимназию, потом поступил в Санкт-Петербургский институт путей сообщения. Деятельность его как ин¬женера началась при изысканиях железнодорожной линии на участке Сызрань-Самара. Был инспектором на постройке моста через Волгу, помощником на¬чальника работ на строительстве моста через Днестр, начальником участка на строительстве железной дороги Уфа-Златоуст. Здесь он сдружился с Н. Г. Гариным-Михайловским. Затем в течение четырех лет Г. М. Будагов — производитель работ на постройке моста через Обь у села Кривощеково. В 1896—1899 гг. он являлся помощником начальника строительства Средне-Сибирской желез¬ной дороги.
Нас, конечно же, особенно интересует тот этап в биографии Будагова, который непосредственно связан с нашим городом. В 1892 году государствен¬ная комиссия окончательно утвердила направление Западно-Сибирской же¬лезнодорожной магистрали — от Челябинска на Омск, с последующим пере¬ходом Оби у села Кривощеково. В этом же году приступили к постройке дан¬ного участка. По проекту известного инженера-проектировщика профессора Н. А. Белелюбского здесь предстояло соорудить грандиозный железнодорож¬ный мост через Обь. Все его каменные опоры закладывались на природном гра¬нитном основании, впервые в мировой практике мостостроения было приме¬нено литое железо. Как один из первых в России консольных мостов, мост через Обь отличался оригинальностью, возводился по самым передовым технологи¬ям того времени: не вдаваясь в специальные подробности, отметим, что «быки» — опоры моста — поддерживали фермы не в крайних точках, как это было при¬нято, а в наиболее уязвимых, нагруженных. Пролеты моста перекрывались ме¬таллическими конструкциями консольно-балочного типа. Сколь смелым оказа¬лось это конструктивное решение, можно понять, учитывая, что в то время сварка еще не применялась, и весь крепеж осуществлялся заклепками. И все же забегая вперед, скажем — мост с честью выдержал испытание временем.
30 апреля 1893 года конный поезд инженера Г. М. Будагова прибыл из Колывани. Почти в это же время, после ледохода, на паромах «Товарищества За¬падно-Сибирского пароходства и торговли» приехали на строительство моста из Самары инженеры-строители Зенкевич и Линк, подрядчик генерал Березин, рабочие, техники. Ответственные задачи сооружения важного объекта сразу же потребовали от инженера Будагова концентрации всех сил. Общественные по¬стройки и дома в поселке Кривощеково были «оккупированы» для нужд строи¬тельства, переоборудованы или приспособлены под конторы и временные жи¬лища прибывающих на строительство работников. Не теряя времени, Будагов строил жилье и на правом берегу Оби, и за Каменкой, куда переносил большие дома, купленные в окрестных деревнях. Нанимая рабочих, создавал участки уп¬равления строительством подъездных дорог, пристаней, карьерного хозяйства, складских площадок и построек. Одновременно начались работы по подготовке территории для устоев моста, хотя на тот момент рабочие чертежи еще были не готовы и стоимость работ не определена. Ускоренно велись вскрышные работы и забойка уступов карьеров в Каменке и Буграх, сооружалась насыпь для рельсо¬вой «конки», от карьера в Буграх до мостового устоя.
20 июня 1894 года были срочно затребованы чертежи каменных опор моста. И вскоре состоялась торжественная закладка: это поистине историчес¬кое событие происходило при большом стечении народа, в присутствии рабо¬чих-строителей и жителей Кривощековского поселка. Начальник работ Сред¬не-Сибирского участка инженер Н. И. Меженинов, руководитель строитель¬ства Г. М. Будагов, томский губернатор, представители Министерства путей сообщения и Комитета по строительству Сибирской железной дороги поло¬жили первые камни в опору моста.
К концу 1894 года на Западно-Сибирском участке железной дороги от Омска до ст. Кривощеково (ныне Новосибирск-Западный) было закончено зем¬ляное полотно, началась балластировка пути и укладка рельсов. А к январю 1895 года завершены изыскания и уточнен проект отдельных участков магис¬тральной линии от Омска до Оби и от Оби до Красноярска. Сообщалось: «... для моста через Обь заготовлен весь потребный для кладки устоев и быков бутовый и облицовочный камень... приступлено к опусканию одного быка». Собирались кессоны и для следующих быков. Надо отметить, что на возведе¬нии моста работали ПО каменотесов и каменщиков, 40 плотников, 12 кузне¬цов и молотобойцев, 120 мастеровых и 50 их помощников. Всего здесь труди¬лось более четырех с половиной тысяч человек. Известно, в частности, что на заготовке, фигурной обработке и кладке облицовок устоев были даже заняты итальянские (!) рабочие и мастера-каменотесы.
В это самое время сибирские газеты писали: «Берега реки заняты рас¬кинувшимися на большое пространство железнодорожными постройками, перед которыми стушевывается самое Кривощеково». На левом берегу земля¬ного полотна еще не было, в то время как на правом «... в нескольких саженях от быков виднеется почти готовое полотно железной дороги, общее впечатле¬ние работ по постройке моста — впечатление чего-то грандиозного».
Поселок на правом берегу быстро рос, появлялись все новые избушки строителей. Особенно активное и подчас хаотичное строительство жилья ве¬лось в двух новых поселках — у будущего вокзала и речки Каменки. Здесь Уп¬равление строительства не успевало следить за порядком застройки. За год «сле¬пили» до 500 бараков, халуп, полуземлянок, так называемых «балагашек». По указанию инженера, для закрепления прибывающих рабочих в Закаменском районе ускоренными темпами строили общежития и усадебные дома с хозяй¬ственными постройками. В 1896 году здесь уже возникло более 20 кварталов.
Приезжали торговые люди, устраивали лавки, магазины. Быстро раз¬вивалась торговля водкой, поглощавшая почти все деньги, заработанные ра¬бочими, начались кражи и убийства. Наблюдая нежелательную картину пья¬ного разгула, инженер Будагов задался целью организовать культурно-просве¬тительскую работу среди рабочих строителей. В первую очередь он считал — необходимо открыть школу. Но ни железнодорожная администрация, ни уп¬равление Алтайского горного округа, на земле которого строился поселок, не принимали мер к открытию школы. Весь груз забот и ответственности инже¬нер Будагов вместе с единомышленниками взял на себя. В это время по его поручению дочь местного священника А. Посельская провела учет детей школь¬ного возраста. Будагову выделили один из бараков на берегу Оби для школы, в которую было набрано более 100 учащихся. Учительница первой школы Сте-панида Павловна Козлова рассказывала: «По приглашению Г. М. Будагова мы с мужем Н. В. Козловым прибыли в поселок для занятий в школе. Будагов пред¬ложил посмотреть барак, предназначенный для школы. Мужа моего назначи¬ли заведующим, а меня — вторым учителем».
На содержание школы были собраны средства среди рабочих и служа¬щих, охотно откликнувшихся на призыв инженера, значительную же часть их дал из своих сбережений сам Григорий Моисеевич. Впоследствии некоторые средства школа получала от самодеятельного драмкружка, ставившего в по¬селке спектакли и концерты. Руководителем кружка стал Николай Васильевич Козлов, прекрасный музыкант — он хорошо играл на скрипке, гармони, пианино, был танцором, певцом и незаурядным артистом. Из воспоминаний пер¬вых учителей известно, что они не только учили грамоте, но и вели культурно-просветительскую работу. Для подростков и взрослых проводили воскресные чтения, сопровождая их «туманными картинами». Организовали хор, в драм¬кружке ставили пьесы Островского, Гоголя. Декорации им рисовали инжене¬ры и техники. Спектакли пользовались огромным успехом. «Помещались они сначала в казенном доме, — писал журнал «Нива», — теперь для этой школы выстроено специальное здание с приспособлениями для театра... Школа во всех отношениях обставлена прекрасно: имеется «волшебный фонарь», фисгармо¬ния, масса учебных пособий...»
...Имею честь почтительнейше просить Ваше превосходительство, если признаете возможным, дать распоряжение, чтобы в устроенной мною в поселке Новониколаевском школе были произведены штатным смотрителем весною текущего года установленные экзамены, — писал Будагов попечителю учебно¬го округа. В очередной информации к попечителю уточнялось, что школа по¬мещается в здании бесплатной народной библиотеки-читальни, устроенной на средства, собранные по подписке.
А первая школа по-прежнему находилась около речки Каменки, в самом начале нынешней Большевистской улицы, старожилы ее так и называли Будаговской. Днем в школе обучались ребятишки, а вечером — взрослые. Инженер являлся попечителем обеих школ и заботился о них все время, пока не окончи¬лось строительство и его не перевели на новый участок работы. По примеру Будагова в 1896 году на ст. Обь на частные средства также открыли школу.
31 мая 1897 года после испытаний с нагрузкой в четыре паровоза мост через Обь торжественно открыли.
После Октябрьской революции 1917 года Г. М. Будагов продолжил свою профессиональную деятельность, его богатый опыт и знания оказались вос¬требованы. Кстати, Георгий Моисеевич, будучи действительным статским советником, в 1911 году вновь посетил Новониколаевск, когда ему поручили возглавить строительство Алтайской железной дороги. Позднее он работал в техническом комитете Народного комиссариата путей сообщения, был чле¬ном ВСНХ. Скончался известный инженер-просветитель в Петрограде в 1921 году. По стопам отца, став мостовиком-строителем, пошел сын Григорий Гри¬горьевич Будагов. Однако судьба и карьера его сложились не так успешно, на¬ступили суровые времена, Г. Г. Будагов был дважды репрессирован и... сослан в Сибирь. Так что город на Оби и красавец-мост, построенный отцом, довелось ему увидеть сквозь решетку тюремного вагона. Позднее Григорий Григорье¬вич, в переписке и при личных встречах с сибирскими историками, поделился своими воспоминаниями об отце, передал фотографии и копии документов, относящиеся ко времени пребывания Г. М. Будагова в наших краях...
Талантливый инженер, ведавший огромным по тем временам строи¬тельством, Григорий Моисеевич Будагов был популярнейшей личностью в поселке. Незаметно, без официальных решений, улица Трактовая стала именоваться Будаговской, так как располагалась она возле моста, который он стро¬ил, здесь же находилась организованная инженером школа. Тщетно сегодня искать такую улицу на карте города. Прошло время, и мы, «благодарные по¬томки», переименовали Будаговскую в Большевистскую. Переименовали много улиц. Никто не спорит, что надо было сменить название Кабинетской на Со¬ветскую, Дворцовой на улицу Революции. Соответственно времени звучит и Большевистская... Но справедливо ли это по отношению к памяти человека, столь много сделавшего для города?..
— Григорий Моисеевич Будагов построил надежный и красивый мост, по¬ложил начало системе школьного образования в городе на Оби. Он думал о нас. Наверно, это черта характера всех первооткрывателей, смысл их жизни... Ког¬да-то, впервые увидев бескрайние просторы Сибири, Н. Г. Гарин-Михайловс¬кий написал: «Что-то общее, единое для всей России — жизнь устроена не так, как нужно народу. Но Сибирь, богатая, неизведанная, — это страна, которая ближе всех подходит к мечтам о том, что когда-то будет...» Удивительно, но и сегодня, по прошествии ста десяти лет, эти слова все еще актуальны... до пос¬ледней точки в многоточии. Будем верить, что мечтам о счастливой и богатой жизни когда-нибудь суждено сбыться, а пока вспомним благодарным словом всех тех, кто стоял у истоков возникновения нашего города.

Староста Титлянов

Видимо, долго пришлось бы ждать решения вопроса об административном управлении (между ведомствами шла интенсивная переписка), если бы жители не взялись за дело сами. 12 августа 1896 г. закаменские созвали очередное собрание для выборов поселкового старосты. Прибывший по этому случаю уездный исправник поспешил выдвинуть Яренского и Попова, кандидатуры которых поддерживали местные богачи, но многочисленные бедняки (их на сходе присутствовало свыше 1,5 тысяч человек) выбрали старостой Илью Григорьевича Титлянова, «как человека хорошо им известного и также крестьянина, всем весьма доступного», а его помощником Дмитрия Налимова, крестьянина из Сузунской волости, работавшего на строительстве моста. Бывший старший писарь Кавказского окружного артиллерийского управления, крестьянин Бердской волости И.Г. Титлянов отлил по поручению собрания «должностную печать» и незамедлительно приступил к своим обязанностям. Начав реализацию плана межевщика Кузнецова, он организовал прорубку просеки будущего Николаевского проспекта. Согласно решению схода от 15 августа, староста собрал с владельцев усадебных участков по рублю на нужды управления и по 30 копеек со всех жителей на строительство «анатомического театра» - поселкового морга. Но денег оказалось мало, и Титлянов решил собрать дополнительно по 3 рубля с жителей, не имевших арендных земельных участков. Это коснулось зажиточных разночинцев и вызвало их недовольство. На старосту посыпались жалобы и угрозы, вмешалась губернская администрация, и сбор денег был сорван.
В поисках средства Титлянов, основываясь на решении собрания, попытался открыть общественные питейные заведения, доход от которых предполагалось использовать на содержание пожарной команды, устройство школ и больниц, постройку какого-либо здания для канцелярии и проведения сходов. Возможный годовой доход определялся в 50 тысяч рублей. Но кабинетное начальство решительно выступало против: оно еще раньше предоставило монопольное право торговли спиртными напитками за соответствующую плату винозаводчику Алюнину.
Четыре месяца исполнял свои нелегкие обязанности искренний и добросовестный Титлянов, день и ночь стремясь, по его словам, «к правильной постановке всего дела». Он изыскивал необходимые средства и выезжал для ходатайства о них в губернский город Томск, организовал «канцелярию» и перепись населения в поселке, построил «анатомический театр», закрыл «шинки» и преследовал содержателей притонов, учредил ночные обходы, урегулировал работу извозчиков, разбирал всевозможные конфликты и при этом «перед народом был честен», что «все общество может подтвердить».
Благодаря усилиям старосты поселок «с постепенностью встал было на правильную ступень общественного порядка». Бесхитростным словам бердского крестьянина, волей судеб оказавшегося первым «мэром» будущего города, нет оснований не верить. Но губренское правление не утвердило Титлянова в должности старосты, заявив, что он был избран «самочинно». 24 декабря 1896 г. поступила телеграмма, предлагавшая старосте сдать все дела полицейскому чиновнику Ржевскому. Взволнованный Титлянов хотел было апеллировать к сходу, но ему не позволили это сделать. Полицейский пристав заявил, что, если он будет сопротивляться и собирать сход, с ним поступят как «с бунтовщиком и подстрекателем». Губернское правление предписало: впредь сходов не проводить и старост не выбирать. 7 января 1897 г. возмущенные жители обратились к губернатору с письмом, в котором просили «возвратить Титлянову прежние его права», ибо «без общественного правления оставаться находим положительно невозможным». Через две недели пришел отказ, губернатор подтвердил упразднение старосты и запрет новых выборов.
Все дела в поселке вершили полицейские: пристав, его помощники и 12 стражников, которые выступали «в лице администраторов и общественных заправил». Вновь возросла преступность, поселок не имел средств на устройство больницы, не хватало школ, не было библиотеки, зато лавок и питейных заведений было множество, и все это преследовало цель «увеличить более торговлю спиртными напитками».
Мировой судья 3-го участка Томского уезда, которому подчинялся поселок в судебном отношении, отказывался разбирать мелкие дела жителей и направлял их в волостной суд. Но и там дела не принимались, так как поселок, не имевший прав сельского общества, не был приписан к ближайшей Кривощековской волости. К тому же последняя подчинялась судье 4-го участка. Таким образом, новониколаевцы были лишены возможности предъявлять судебные иски. Поселок оказался на положении «беспризорного», он не имел определенного статуса и права прописки проживающих в нем жителей. Имея дома и работу в Новониколаевском, многие из них оставались прописанными в городах и селениях, откуда приехали на стройку. Во время воинских призывов мужчины выезжали в места их прописки, иногда за сотни и тысячи верст, чтобы там явиться в воинские присутствия (никуда не причисленный поселок не имел призывного пункта). Не приходится говорить, сколь разорительными были эти поездки для выходцев из Центральной России, особенно для малоимущего населения. Кроме того, многие вносили подати по месту их прежнего жительства и вынуждены были ежегодно обновлять там свои временные паспорта, что порождал ненужные дорогие поездки, бесконечную переписку и волокиту, многочисленные штрафы за неявку и недоимки за несвоевременную уплату податей. Приписаться же к соседним крестьянским обществам не удавалось из-за высокой платы за приемный приговор (прописку), достигавшей свыше 30 рублей с человека.

 
Форум » Литература » Октябрьский район » Неугомонный человек
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz