Воскресенье, 19.05.2024, 03:11Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 63
В дек. колонку. Мощение улиц - ФорумВ дек. колонку. Мощение улиц - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Литература » Октябрьский район » В дек. колонку. Мощение улиц
В дек. колонку. Мощение улиц
ПриродаДата: Пятница, 05.11.2010, 13:21 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 16
Репутация: 0
Статус: Offline
В дек. колонку
Мощение улиц

В 1920-1930-е гг. главные улицы Закаменки мостили булыжником. Жители улицы Короленко, Калинин Петр и Кондрашев Иван Захарович всю свою трудовую жизнь были мостовщиками, работая под руководством райкомхоза. Им приходилось, готовя полотно дороги для укладки булыжника, нивелировать его, перемещая большое количество грунта с помощью лопат, тачек и колымаг с лошадью.

Просвещение
Благотворительное общество попечения.
В первые годы существования новониколаевские школы содержались на средства частных благотворителей. В 1902-1903 гг., когда городская общественность подняла вопрос о необходимости оказания помощи начальным школам, возникла идея создания благотворительного общества попечения о народном образовании. Русско-японская война отодвинула планы создания общества, и лишь 4 ноября 1909 г. состоялось собрание его учредителей. На собрании были выработаны уставные положения новой организации, получившей название Общества попечения о народном образовании. Организация была внесена в реестр обществ и союзов по томской губернии за номером 40.
Устав гласил, что общество будет: «Содействовать распространению образования, ходатайствовать о расширении и улучшении существующих и об учреждении новых начальных училищ, общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, изыскивать средства и учреждать по законам разрешения народные училища, воскресные школы, народные библиотеки, читальни и музеи» До революции в Закаменской части города работали 3 школы, построенные в 1911-1913 гг. по проектам А.Д. Крячкова, а также небольшая школа для детей железнодорожников на станции Алтайская. Школы именовались: «Саматская им. Калинина», пятиклассная двух ступеней, заведующий – Аристов Григорий Сафронович (сегодня – школа №19); «Первая Советская Первомайская», трехклассная, заведующая – Южакова Акилина Сафроновна (здание театра «Старый Дом»); «Змеиногорская им. Некрасова», заведующая – Калинина Софья Михайловна (УПК школ района); небольшая школа в здании казарменного типа при станции Алтайская для детей железнодорожников.

Они учили мечтать

Историческая литература, воспоминания очевидцев и участников периода зарождения Новониколаевска свидетельствуют, что зачатки культуры и народного образования появились изначально среди земля¬нок и бараков рабочих в Закаменке. Большая заслуга в этом принадлежит талантливому специалисту, главному инженеру строительства моста Григо¬рию Моисеевичу Будагову.
Не ограничиваясь чисто профессиональной деятельностью, он инте¬ресовался положением рабочих, их бытом и досугом.
В поселке было много детей школьного возраста, но официальные власти не заботились о выделении средств на их обучение. Будагов организовал перепись детей школьного возраста, построил для занятий большой барак и пригласил учителей - супругов Козловых Николая Ва¬сильевича и Степаниду Павловну для обучения детей. Им помогали А.Посельская и А.Е.Трубин.
Первая школа (одноклассная, с тремя отделениями) открытая в кон¬це 1893 г. содержалась на деньги Будагова и пожертвования других прогрессивных людей.
Трудно было налаживать работу школы. Все вопросы со снабжением учебниками, пособиями, отоплением школы решать приходилось на общественных началах. Разрешение на открытие школы было получено от попечителя Западно-Сибирского учебного округа лишь спустя год после на¬чала её работы. Но благодаря энтузиазму Г.М.Будагова, учителей и рабочих удалось преодолеть эти трудности.
Уже в 1896-1897 учебном году в школе обучалось 80 мальчиков и девочек. В этом же году состоялся первый выпуск с вручением похвальных лотов лучшим ученикам - Назаровой, Новоселову, Сухоручкиной. Одной из первых выпускниц отличниц была Толокина.
В том первом здании школы, с другой стороны барака была баня.
По воспоминаниям учительницы Степаниды Павловны Козловой, школа перемещалась в те годы с места, где впоследствии была Водно-лыжная станция - на Трактовую улицу к месту Водоразборной будки. Здесь было построено здание театра барачного типа по распоряжению Г.М.Будагова с залом и сценой. Здесь же квартировали учителя - супруги Козловы в комнате с кухней за сценой, а занятия с учащимися проводили: Николай Васильевич в буфетной комнате, а Степанида Павловна - в зале.
Будагов пригласил учителей Козловых работать в этой школе из тех соображений, чтобы они кроме обучения детей в будние дни, по воскресеньям проводили чтения для рабочих. При школе была создана небольшая библио¬тека, первоначально, с фондом 120 томов. Чтения сопровождались "туманными картинами" (показ диапозитивов).
"Кроме того,- вспоминала С.П.Козлова,- мы же должны были органи¬зовать хор и драмкружок из любителей и обслуживать рабочих самодея¬тельным театром. Ставили пьесы Островского, Гоголя и даже оперу "Иван Сусанин». Оперу готовили более двух месяцев. Все спектакли и опера шли при хороших декорациях. Декорации рисовали обычно инженеры и техники, строители железнодорожного моста. Наши спектакли, концерты, воскресные чтения и опера пользовались большим успехом. Школа и театр наши были единственным в поселке культурный очагом. Позднее, когда при станции Обь построили железнодорожную школу, в которой заведующим был Николай Васильевич Гольцов, мы со своими постановками и концертами выступали и там.
Из воспоминаний Степаниды Павловны, записанных с её слов Д.Зонтиком в 1956 г.: "Мы приехали в поселок строителей моста - Гусевский весною 1893 г. и уже начинались подгото вительные работы к строительству. Переправились через р.Обь, попали в густой, казалось, непроходимый, сосновый бор и все работали тогда недолго в первой школе в бараке за Каменкой. Moeму мужу было предложено тогда организовать срочно хор, который должен петь на торжестве закладки железнодорожного моста.»
С.П.Козлова категорически отрицает указанную в исторической литературе дату торжественной закладки моста 20 июля 1894 года и утверждает, что это событие было 20 июля 1893 года, т.е. в год и приезда к месту строительства моста.
"По тогдашним обычаям был молебен и пел хор, которым руководил мой муж. На закладке моста было много народу».-Степанида Павловна вспоминает, что примерно в 1895 году на прорубленной просеке в бору на месте нынешнего Оперного театра собирали ягоду и грибы, а на месте Федоровских бань были болото, озеро, росли смородина, черемуха водилась дичь...-"Мой муж хаживал на охоту к этому озеру с учениками и, помню, много приносил уток».
От автора
…В моем архиве хранятся благодарственные воспоминания бывших учеников Козловых о своих учителях по дореволюционному периоду. Я иногда бережно перебираю уже пожелтевшие листочки из школьных тетрадей и живо представляю ветхие школьные стены и любознательных, отзывчивых на доброе слово учеников. Например, Андриян Васильевич Веденяпин - заведующий 1-й Советской школы, потом она называлась "Первомайской» (располагалась в здании нынешнего облдрамтеатра). Веденяпин был одним из первых учеников Будаговской школы.
В Закаменской части города в эти годы было также построено три школы: Самарская, Змеиногорская и Будаговская (по названию улиц), ныне в этих зданиях размещены: школа № 19, межшкольный производственный комбинат Октябрьского района и Областной драматический театр. Была еще небольшая школа при станции Алтайской.

В этой школе учился будущий первый секретарь горкома партии Шварц Сергей Александрович.
Веденяпин вспоминал, что в Будаговской школе на Рождество устраивались елки. Средства на их проведение давали родители учеников и Г.М.Будагов. Елки были очень хорошо организованы, проводились интересно. Все дети получали подарки: книги, игрушки, белье, одежду, валенки.
Баранов С. С. - инженер вспоминал: "Учился я у Николая Васильевича Козлова два года с 1922 по 1924 гг. У нас в 6 и 7 классе Николай Васильевич вел русский язык и литературу, а также математику. Особенно он любил математику. Прекрасно её преподавал при от¬личной дисциплине. Увлекался Николай Васильевич рыбной ловлей и делал летом вылазки с учениками на рыбалку на Обь и Иню. Он был душевным и простым в обращении, вежливый и внимательный, близкий к ребятам. На переменах играл с нами в мяч "бить-бегать" и хорошо бегал. Его очень уважали школьники и их родители.»
Который раз перечитываю эти строки и ловлю себя на мысли: «Мне хочется в школу, где учителя азартно играют с учениками в «бить-бегать»; с удочками , увлекаемые толпой ребятишек весело устремляются к речке ловить рыбу.» Но это было не мое , а деда, одного из учеников Козловых, детство. Я лишь пытаюсь повторить его судьбу, его расположение к профессии учителя в современном мире своеобразной доброты компьютеров- Интернета. По-моему у меня ностальгия по прошлому, где я не жила.
Таисия Ивановна Фаветова , заслуженная учительница школы РСФСР делилась своими воспоминаниями: "Степанида Павловна была замечательной учительницей, всесторонне образованной и глубоко эрудированной. Она очень много помогала молодым учителям. С уваже¬нием относились к ней товарищи по работе и любили её учащиеся"
Дочь Козловых - Пряхина Т.Н. говорила, что в доме Козловых всегда находили приют чужие дети. Так, после смерти сторожихи школы, Козловы устроили двух её детей в детский приют, а младшую девочку воспитывали до 16-ти летнего возраста. Когда же нашлись родствен¬ники девочки и попросили отдать её им, Козловы увезли её к ним в Ленинград.
Известно, что в I9II-I9I3 гг. в Новониколаевске по .проектам из¬вестного сибирского архитектора Крячкова Андрея Дмитриевича, в 1930-х годах работавшего заведующим кафедрой архитектуры Новосибирского инженерно-строительного института, профессора, было построе¬но двенадцать школ.
В условиях быстро растущего города, естественно, не все школы располагали с самого начала нормальными условиями существования.
Летят годы. И уже в 1910 года газета "Сибирская жизнь" 19 января сообщала, что попечитель учебного округа М.Елистратов, посетивший город зимою 1910 г. вынужден признать: "... одно из училищ, именно Закаменское, приютилось в заброшенной кузнице, где температура доходила до минусовой и дети занимались в шубах и валенках, не имея возможно¬сти писать, т.к. в рукавицах писать, конечно, неудобно. В течение моей долголетней службы я не только ничего подобного не встречал ни в одном городе Российской империи, но и даже вообразить не мог!». Возможно, что это написано о Будаговской школе, которая до своего постоянного размещения в здании, для нее построенном, несколько раз меняла расположение. При советской власти Будаговскую школу именовали "1-й Советской – Первомайской».
Читаю пожелтевшую от времени социал-демократическую газету "Голос Сибири" за 1917 г.: «Культурно-просветительное общество Закаменско¬го района, стало отделом Совета рабочих и солдатских депутатов». Революционная власть , конечно устремлена была решать большие для того времени задачи в просвещении рабочих и солдат.
12 .июня СРСД заслушал доклад «О деятельности культурно-просветительного отдела». Свои задачи Совет определил в постановлении:
1. Сделать рабочих и солдат грамотными;
2. Предоставить рабочим и солдатам разумные развлечения;
3. Научить их хоть немного политической грамотности;
4. Создать три секции: а) школьную,б) разумных развлечений,в) лекционную.
Газета сообщала, что в две первые секции был большой наплыв (по 100 и более человек). В третью - всего 15 человек, из-за труд¬ности предмета.
Задача просвещения стояла тогда действительно остро. Чего стоит в этом отношении информация в той же газете "Голос Сибири" за 19.01.17 "Неграмотные». В ней сообщалось о том, что в тяжелом положении находятся неграмотные жители нашего города. Рас¬сказывалось, что вводятся различные заборные продовольственные книжки и карточки на продукты, а эти жители не могут их заполнить и вынуждены обращаться к услугам грамотных за определенную плату.
Культурно-просветительное общество Закаменки на своем заседании 24 мая 1917 г. в доме Терентьева решало вопрос об оборудовании "Сада Свободы" и выдвигало задачу - произвести постройку здания, в котором бы поместились общедоступная читальня-библиотека, зал для общих собраний, устройства спектаклей. Усилиями общества в "Саду Свободы" была оборудована детская площадка. На первых порах там были поставлены трапеции, две простых качели и два "Исполина». Сад был обнесен заплотом.
Прогрессивную роль в области культурно-массовой работы играло в Закаменской части города общество "Экономия" при потребкооперации, 03.01.1917 г. газета информировала о том, что устроенный 1-го ян¬варя в доме Маштакова семейный вечер для членов общества "Экономия" привлек довольно много публики. Зал был битком набит. На нем выс¬тупали, организовавшиеся в Закаменке из членов общества хор и струнный оркестр воскресной школы для взрослых, читались рассказы. Их исполнения встречались щедрыми аплодисментами публики.
Учитель
В летописи района немало педагогов, заслужи¬вающих общественное признание и добрую память за их беззаветную преданность школьному делу, за творческие устремления по вос¬питанию юных умов и умение развивать хорошее в каждом ученике. Один из них — Николай Василье¬вич Козлов, первый штатный учитель 1-й новони¬колаевской школы им. Г.М. Будагова.
Родился Н.В. Козлов 4 декабря 1869 года в го¬роде Усть-Каменогорске Семипалатинской области. «По происхождению я — сын мещанина, — так пи¬шет он о себе. — Отец мой перечислился в мещане тогда, когда я и мои братья были малолетними, а нас как малолетних, перечислить было нельзя. Пе¬речисляли только совершеннолетних. Так я и остал¬ся в казачьем сословии. По профессии отец мой был писец, получавший 12 рублей жалованья в месяц да 8 рублей в месяц зарабатывал как музыкант общественного собрания. Как жила семья в восемь человек на такие средства, говорить не приходится, всякий, ис¬пытавший это, поймет.»
Учиться Николай начал поздно, с 11 лет. В семнадцать он поступил в Омскую учительскую семинарию, которую окончил в 1890 году. С 1 июля это¬го же года начал учительствовать в начальных школах Семипалатинской обла¬сти, сначала в селе Семиярском, потом в городе Павлодаре.
В 1896 году 1 сентября Н.В. Козлов назначен первым штатным учите¬лем в будаговскую школу поселка Новониколаевска. Ему было определено жа¬лованье 480 рублей в год, а его жене — Стефаниде Павловне Козловой, млад¬шей учительнице — 300 рублей в год. Она окончила курс в Семипалатинской женской прогимназии (4-х классное учебное заведение, соответствующее че¬тырем младшим классам гимназии, учреждена в России в 1864 году).
Будаговская одноклассная, с тремя отделениями, бесплатная школа для детей строителей была открыта в октябре 1893 года, не дожидаясь специального решения. Открыта по инициативе начальника строительства моста Г.М. Будаго-ва и его товарищей и на их средства. Первым учителем по вольному найму стал техник Апполон Егорович Трубин, а его помощником — жена священника Ма¬рия Ивановна Посельская, окончившая курс в Воронежском епархиальном учи¬лище. Школа находилась около речки Каменки в самом начале Трактовой улицы (ныне Большевистская). Ее первые ученики — 41 мальчик и 39 девочек.
По воспоминаниям сына Г.М. Будагова, математику в школе препода¬вал его отец. Перед началом занятий на фасаде здания был вывешен большой плакат: «Ученье — свет, неученье — тьма!». Но прибывший в школу полицей¬ский приказал его убрать. Официальное разрешение на открытие школы было получено от попечителя Западно-Сибирского учебного округа лишь 19 декаб¬ря 1894 года. Осенью этого же года по инициативе Г.М. Будагова на средства его и местных коммерсантов выстроили народную читальню со сценой для постановки любительских спектаклей.
«В начале 1895 года мною были учреждены воскресные чтения для рабо¬чих, для которых было выстроено бревенчатое рубленое здание, здесь была от¬крыта бесплатная школа...» — записал Будагов в своем дневнике, хранящемся в музее истории Западно-Сибирской железной дороги. В первый год для на¬родного чтения приобретено 127 томов книг, организована «Народная биб¬лиотека дешевых изданий». Кроме платных спектаклей, устраивались посеще¬ния читальни с «туманными картинками» (так назывался тогда показ картин через диаскоп). По свидетельству «Томского листка», они привлекали от 100 до 200 человек на каждое чтение. Вместительный зал всегда был полон зрителей. Чтения являлись бесплатными, на них присутствовали главным образом ра¬бочие и члены их семей.
После отъезда Г.М. Будагова в Томск в августе 1895 года школа содержа¬лась на средства от спектаклей и на пожертвования. Ответственность лежала на главном инженере строительства моста Владимире Александровиче Линке, который 10 октября 1895 года был назначен также попечителем стройки церк¬ви во имя Александра Невского. В знак уважения и признания заслуг Г.М. Бу-дагова первую школу и первую улицу поселка с 1894 по 1920 год называли Будаговской.
При подготовке этого материала автором в фонде государственного ар¬хива Новосибирской области в отделе народного образования Новониколаев¬ского Губисполкома были обнаружены опросные листы школьных работни¬ков Новониколаевска и Новониколаевского уезда за 1919-1920 учебный год. Среди них находятся листы С.П. и Н.В. Козловых, лично ими заполненные 28 февраля 1920 года, в которых даны подробные биографические сведения.
В этом фонде хранится также личное заявление Н.В. Козлова в Ново¬николаевский уездный отдел народного образования с просьбой предоставить ему занимаемую им должность заведующего 6-м высшим начальным учили¬щем и на будущее время или, если это возможно, дать ему место учителя в одном из городских училищ 2-ой ступени. Эти документы долгое время были неизвестны историкам и краеведам, они опирались лишь на воспоминания, записанные участниками событий уже в преклонном возрасте, вследствие чего нередко допускались смещения во времени. В действительности же Козловы прибыли в Новониколаевск в начале 1896-1897 учебного года.
1 августа 1897 года Будаговская школа была переведена в ведение Ал¬тайского горного округа. В то время в ней обучались уже 140 человек. В этом же году в школе состоялся первый выпуск с вручением от управления народ¬ных училищ похвальных листов лучшим учащимся — Назаровой, Новосело¬ву, Сухоручковой. На школьном спектакле, посвященном выпуску, присутство¬вал начальник Алтайского горного округа генерал В.К. Болдырев.
В ту далекую пору у истоков народного образования поселка оказались люди энергичные, искренне преданные просветительской миссии. В школе с энтузиазмом работал драматический кружок («народный театр», как его на¬звали строители), ставились пьесы А.Н. Островского, Н.В. Гоголя. Декорации рисовали инженеры и техники-железнодорожники. Костюмы шили их жены. Н.В. Козлов был режиссером, как преподаватель пения являлся еще и органи¬затором детского хора. Наряду с преподаванием русского языка и математики он вел уроки музыки. С момента своего появления в Новониколаевске Н.В. Козлов активно участвует в развитии школьного дела. 27 июня 1906 года создается комиссия для разработки условий открытия в городе среднего учебного заведения и со¬ставления предварительной сметы расходов. Он входит в ее состав как заведу¬ющий Новониколаевским горнозаводским училищем. Город рос, открывались различные новые учебные заведения — гимназия, реальное училище, 4-х класс¬ное городское училище. С каждым годом увеличивалось число учителей (в 1905 году их было 35, в 1908 — 53, в 1909 — 72, в 1910 — 97). К этому времени в городе имелось одно реальное училище, частная женская гимназия, субсиди¬руемая городом, и 29 начальных училищ, с помощью которых город подходил к разрешению вопроса о всеобщем образовании.
С 1 января 1909 г. Н.В. Козлов работает в городском училище. Городс¬кие училища — повышенные начальные школы с шестилетним сроком обуче¬ния, пришедшие в 1872 году на смену уездным училищам. В 1912 году их пре¬образовали в высшие начальные училища.
Н.В. Козлов был одним из организаторов общества попечения о народ¬ном образовании, созданного 4 ноября 1909 года. Общество было призвано содействовать распространению образования, расширению сети начальных училищ, общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, изыс¬кивать средства для народных училищ, воскресных школ, народных библио¬тек, читален и музеев.
В 1910 году благодаря деятельности общества в городе функциониро¬вали три воскресные бесплатные школы для рабочей молодежи. В них без вся¬кого вознаграждения работали учителя начальных школ Козлов, Полянская, Козакова, Кузнецова, Агафонова и другие.
Общество попечения о народном образовании стремилось улучшить положение существующих школ, оказывать помощь беднейшим детям в при¬обретении одежды и обуви, организовывало при школах горячие завтраки, а также заботилось о развитии в городе дошкольного воспитания и внешколь¬ного образования.
В 1910 году в город прибыли студентки-«фребелички» (выпускницы московских фребелевских курсов по дошкольному воспитанию). Они зани¬мались с детьми, обучая их лепке, вышиванию, разным полезным играм. Опи¬раясь на опыт выдающихся педагогов, они внушали родителям, что детей не следует ограничивать правилами аккуратности и даже абсолютной безопас¬ности, им нужно давать возможность играть в такие игры, в какие им только хочется, осуществлять такие идеи, которыми они загораются. Это право дет¬ства.
Н.В. Козлов опекал и поддерживал начинания дошкольных воспитате¬лей по развитию любознательности у детей, приобщения их к ремеслам. Он считал, что для учителя обязательным должно быть владение техникой како¬го-нибудь искусства или ремесел. Сам Николай Васильевич был знаком с пере¬плетным, столярным и малярным делом. К 1913 году город Новониколаевск вышел на первое место в России по введению всеобщего начального бесплатного образования. Этому во многом способствовало завершение в августе 1912 года строительства 12 прекрасных типовых двухэтажных кирпичных школ по проекту архитектора А.Д. Крячкова. Несмотря на отсутствие тогда общегородского водопровода и канализа¬ции, необходимое сантехническое оборудование для школ завезли из Варша¬вы, электрифицировали их. При каждой школе была создана библиотека.
В те годы особое внимание уделялось пробуждению интереса к краеве¬дению, сибиреведению, родиноведению, мироведению. Создается Новонико¬лаевское отделение общества изучения Сибири. Публичное его открытие со¬стоялось 6 мая 1913 года. Как потом отмечалось в информации общества, это повысило уровень образованности и общей культуры учащихся.
Это было время, когда благодаря деятельности общества попечения о народном образовании зарождались традиции района— отмечать памятные даты великих людей России и земли сибирской, выдающихся личностей миро¬вого масштаба, даты важнейших событий отечественной и мировой истории; проводить народные чтения, публичные лекции, к участию в которых привле¬кались представители местной интеллигенции, ученые из других городов Си¬бири и центральной России.
С особой теплотой готовились и проводились юбилейные даты выдаю¬щихся русских писателей. В 1906 году в день 20-летия кончины А.Н. Островско¬го поставлена пьеса «Без вины виноватые». 9 июля 1907 года в день 55-летия литературной деятельности Л.Н. Толстого ему была послана телеграмма:
«Тула. Ясная поляна. Льву Николаевичу Толстому. В день 55-летия лите¬ратурной деятельности шлем наш скромный привет из далекой Сибири вели¬кому мастеру, художнику, мыслителю земли, слово которого — бессмертный голос совести народов. О чем вспомнят потомки тех веков, когда война между людь¬ми исчезнет с лица земли. Привет великому учителю».
В январе 1910 года в связи с 50-летием со дня рождения А.П. Чехова проведен большой праздничный вечер, в декабре 1913 года состоялся вечер, по¬священный творчеству И.С. Тургенева, в 1914-м — к 100-летию Т.Г. Шевченко. В год смерти Льва Толстого в городе были организованы толстовские чтения. Прав¬ление общества выразило С.А. Толстой сердечное соболезнование в телеграм¬ме, опубликованной в ноябрьском номере «Обского вестника»: «Новониколаевское общество народного образования выражает свою глу¬бокую скорбь по поводу кончины великого русского мыслителя и человека Льва Николаевича. Желаем. Вам бодрости и сил перенести эту неизмеримо тяжелую для Вас и всего человечества дорогую потерю. Умерло тело, но дух и гений Льва Николаевича будет вечно жить в сердцах людей».
С 1 июля 1913 по 20 августа 1914 года Н.В. Козлов работал в г. Каинске (ныне Куйбышев) учителем городского училища и мужской гимназии. Затем, после окончания летних педагогических курсов в Томском учительском ин¬ституте, вновь вернулся в Новониколаевск учителем русского языка и матема¬тики в 1-ом высшем начальном училище. 4 декабря 1918 года местный учи¬лищный совет избрал его на должность заведующего 6-м высшим начальным училищем.
После освобождения города от бело-чехов началась перестройка сис¬темы народного образования на основе «Положения о единой трудовой шко¬ле» от 30 сентября 1918 года, установившего социалистические принципы по¬строения системы народного образования: связь школы с жизнью, последова¬тельное проведение социалистического демократизма, осуществление нацио¬нального и полового равенства, обучение на родном языке, преемственность различных ступеней обучения, самоуправление, введение пятилетней школы первой ступени и четырехлетней — второй ступени.
10 января 1920 года при Сибревкоме организовали отдел народного образования — СибОНО (или Сибнаробраз). Ему было предоставлено право самостоятельно решать все основные вопросы организации народного обра¬зования, учитывая особенности Сибири. В феврале 1920 года СибОНО при¬ступило к созданию программ для школ 1-ой и 2-ой ступени на 1920/21 учеб¬ный год. Видное место в них занимало трудовое обучение. Самообслуживание в школе рассматривалось как начало трудового воспитания детей. В школах стали открываться мастерские. Детей в них обучали тем видам труда, которые давали возможность производить продукцию, необходимую для удовлетворе¬ния нужд самой школы и местного населения (столярные, слесарные, сапож¬ные и прочие мастерские и сельскохозяйственные участки).
В письме в Новониколаевский уездный отдел народного образования Н.В. Козлов так выразил свое отношение к перестройке системы народного образования: «Стоя на платформе Советской власти, вполне разделяю ее идею по устройству Единой Трудовой школы».
Николай Васильевич всячески поощрял увлечения учащихся, развивал их способности, воспитывая в них лучшие человеческие, стремления, учил ри¬совать, петь, играть на народных инструментах. Сам был прекрасный музы¬кантом, художником и артистом. Он относился к тем, кто считал, что без поло¬тен старых мастеров, без серьезной музыки, без Пушкина и Толстого жизнь обмелеет, лишится красок и поэзии.
По воспоминаниям его современников, он умел направить ко благу раз¬личные особенности характера детей, ценил учеников любознательных, с острым умом. Скольких начинающих жизнь согрел он отцовской заботой, окры¬лил напутственным словом. В городе у него сложился непререкаемый автори¬тет, он обладал высокими нравственными качествами, и коллектив отвечал ему искренней признательностью, уважением и доверием. Он был в хороших от¬ношениях с родителями учащихся. Простой в общении, вежливый и внима¬тельный, он был очень близок к ребятам, играл с ними в волейбол, ходил на рыбалку с ночевкой. Сам увлекался бегом, рыбной ловлей, любил охоту.
Супруги Козловы были прекрасной парой, дружной и заботливой. У них была дочь — Татьяна Николаевна Пряхина (работала в 8-й детской боль¬нице Железнодорожного района врачом-терапевтом), на воспитании девоч¬ка-сирота. Когда умерла сторожиха училища, у нее осталось трое детей. Двух старших мальчиков устроили в детский приют, а младшую дочь Козловы взя¬ли к себе. Эта необыкновенная семья стала зачинателем многих добрых дел на ниве культуры и просвещения.
Стефанида Павловна Козлова, например, в содружестве с Т.И. Фавстовой и Ф.Я. Левиной в 1932 году составили букварь для городских школ под названием «Мы — ударники!», изданный Западно-Сибирским краевым отде¬лом народного образования. Литературным консультантом стал сибирский писатель Г.М. Пушкарев.
Своей жизнью и деятельностью Николай Васильевич Козлов являл яр¬кий пример русского интеллигента. Его творческая активность продолжалась до последних дней жизни. Умер он 6 января 1932 года в возрасте 62 лет. И жизнь его стала для многих примером беззаветной преданности школьному делу, бескорыстного служения людям и обществу.
Иван ЦЫПЛАКОВ

 
Форум » Литература » Октябрьский район » В дек. колонку. Мощение улиц
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz